РЕЛИГИЯ ЙОРУБА — ОСНОВА КУЛЬТА ВУДУ НА ГАИТИ
Одна из самых ярких религий Гаити — вуду, о котором существует немало слухов и домыслов. По африканским верованиям, эта магия является крайне сильной и позволяет проклинать людей и даже создавать зомби. Но на самом деле — черное колдовство лишь малая часть интересной и, по большей части, доброй традиции вуду.
Как возникла религия Вуду на Гаити
Современная религия Вуду является синкретической. Это значит, что она объединяет в себе множество различных духовных традиций. Древние африканские верования в ней переплетаются с современными атрибутами жизни и с христианским мировоззрением. В итоге, сейчас вуду, в отличие от крупных мировых религий, является крайне гибкой и легко видоизменяемой традицией.
В Вуду нет никаких догм, священных текстов и сводов правил, обязательных для исполнения. Это действительно свободная и открытая для каждого религия, базирующаяся на простых для понимания вещах. В основе Вуду лежит вера в духов — Лоа, которые существуют в другом мире. Это в некотором роде роднит Вуду с традициями шаманизма различных народов мира.
Тем не менее, Вуду не является хаотичной и разобщенной религией. Здесь есть устоявшиеся вековые традиции, твердое мировоззрение и огромный пантеон известных Лоа и Ориша. Одной из главных основ Вуду является древняя религия йоруба — одного из крупнейших африканских народов, из которого набиралась большая часть рабов. Под влиянием французского и английского католицизма они сумели сохранить свою веру, заимствовав в нее некоторые элементы из христианства и адаптировав их к своей культуре.
Главные принципы Вуду и религии йоруба
В первую очередь главным принципом Вуду является вера в духов, покровительствующих разным местам, профессиям, занятиям — любому аспекту жизни. Таких духов называют Лоа — считается, что их количество огромно, а самих Лоа — больше, чем песчинок в море. Также традиция Вуду в некоторых аспектах подразумевает веру в Ориша — более сильных существ, которые могут сравниться по силе с богами языческих политеистических пантеонов — древнегреческого, скандинавского или индуистского.
Кроме этого, в Вуду присутствует и вера во всеобщего творца — Эшу. Считается, что он создал весь мир и отошел от управления им, передав в руки других Ориша отдельные полномочия. В некотором виде это роднит Эшу со славянским богом Родом — хоть он и проявлен во всем сущем, ему нет нужды ни в человеческих подношениях, ни в поклонении. Люди просто испытывают благодарность к нему за его творение.
Вуду является религией, где царит истинное равноправие. Здесь нет никаких ограничений ни по месту рождения, ни по национальности, ни по полу. Сан жреца — хунгана или мамбо, может получить любой человек. Хунган — это наименование мужчин-жрецов, а мамбо — женщин. При этом обязанности и возможности хунганов и мамбо не отличаются, в отличие от большинства мировых традиций. Серьезной иерархии в Вуду нет — у жрецов есть лишь две степени посвящения. Хунган асогве или мамбо асогве — это высшие жрецы и жрицы. А хунган сур пвен или мамбо си пвен — младшие.
Главным видом ритуала в Вуду является сантерия. Проводится она в любом специально подготовленном жилище, где имеется возможность разместить достаточное количество людей, свободное место для танца, а также митан — столб, расположенный строго посреди помещения. Митан олицетворяет связь между мирами и дорогу, по которой сходят в наш мир лоа. Во время сантерии осуществляется обращение к какому-либо конкретному лоа, который может войти в тело священнослужителя, вызвав подобие одержимости. При этом, изначально всегда обращаются к одному конкретному лоа, которого зовут Папа Легбе. Он является проводником между мирами и обеспечивает связь других лоа с людьми.
Символы вуду
Самые известные символы Вуду сейчас — это, конечно же, куклы и зомби. Однако на самом деле эти элементы являются крайне малой и поверхностной частью этой гаитянской, луизианской и африканской традиции. Так, для любого последователя Вуду куда более важными символами являются веве — ритуальные знаки. Они в некотором роде являются родственниками европейских и иудейских пентаграмм и печатей. Считается, что с помощью веве происходит призыв определенных лоа и обеспечивается защита от их негативного влияния на людей.
Каждый лоа имеет свои предпочтения в подношениях. Это касается как любимых чисел, так и любимых цветов, песен, пищи, запахов и растений. Правильное подношение способно вызвать благодарность лоа и дать возможность воспользоваться его дарами. Неправильное же подношение может разгневать духов и накликать их гнев. Весьма большой частью обучения хунганов и мамбо является поиск различной информации о разных лоа и составление списков их предпочтений для успешного проведения сантерии. Также у каждого лоа имеется свой отдельный вид веве.
Веве Папы Легба — это изображение трости и креста Bеве Барона Субботы — это крест, расположенный на гробу
Имеет значение и выбор дня, и подбор музыки. Музыка занимает особое место в традициях вуду, ведь долгое время для чернокожих рабов танцы и музыка были единственным доступным развлечением и средством выразить свои чувства и эмоции, не навлекая на себя гнев своих хозяев. И теперь музыка и танец стали неотъемлемой частью вуду. Они помогают войти в транс, принять к себе лоа и ориша и войти с ними в контакт.
Бокоры и зомби в Вуду — черная магия и проклятия
Куклы вуду, зомби и темные ритуалы — лишь маленькая часть вудуистической традиции, которую практикуют колдуны — бокоры. Далеко не все хунганы и мамбо признают силу бокоров или их право считаться жрецами. Однако на многих сантериях они присутствуют и принимают участие. В отличие от жрецов, бокоры не просто обеспечивают связь между мирами, а управляют ей и могут использовать силы потустороннего мира напрямую. Считается, что хунган или мамбо всегда одной рукой держат людей, а другой — Лоа. Бокор же погружает обе своих руки в мир Лоа, получая куда большее могущество, но и рискуя большим.
Как и волхвы в славянской традиции, бокоры могут быть как добрыми, так и злыми, либо практиковать и черные аспекты магии, и белые. Конечно, наиболее известными являются темные аспекты вуду, связанные с проклятиями, одержимостью, страшными куклами и зомби. Действительно, считается что искусство поднятия мертвых, а точнее — отравления людей и подчинения их разума, является атрибутом многих бокоров. В то же самое время, сами колдуны крайне редко прибегают к таким действиям.
Магия же, связанная с куклами вуду, также не является исключительно черной. Действительно, с помощью куклы Вуду бокор может наслать ужасное проклятие или даже убить человека. Но существует и добрая магия. Например, денежная магия вуду предусматривает заботу об изготовленной кукле и привлечение к ней всяческого благополучия — что в итоге привлечет богатство и достаток к тому, кого эта кукла изображает.
В целом, Вуду является весьма глубокой, интересной и всеобъемлющей традицией. Поэтому ограничивать эту религию исключительно черной магией, зомби, куклами и проклятиями — крайне глупо. Воспользоваться силой, которую предлагает вуду, может практически каждый. Но, к сожалению, посвящение в эту традицию обязательно должно проводиться либо жрецами — мамбо и хунганами, либо колдунами — бокорами. А их на постсоветском пространстве сейчас очень мало.